Зовут меня Олег Борисович Ладонежский, я руководитель Байк-Такси в Нижнем Новгороде. Как несложно догадаться из названия, Байк-Такси в первую очередь – это такси на мотоциклах. Да, как обычное такси, только двухколесное.
В крупных городах, где население страдает от вечных «пробок» и заторов на дорогах, это – настоящее спасение и возможность быстро попасть в любую точку города в любое время, несмотря на уличный трафик. Наши клиенты любят шутить, что «для нас пробок нет» и «мы живем в городе без пробок».
Иногда кто-то сомневается и боится – не опасно ли это? На что мы обычно отвечаем, что все наши байкеры – профессионалы с большим стажем вождения, и за все годы существования байк-такси в РФ у нас не было ни одной аварии. Хотя и страховка пассажира – тоже присутствует.
Да, байк-такси – это сезонный бизнес. Полгода мы работаем тут (пока в России мото-сезон), а потом улетаем в Таиланд и полгода катаемся на мотоциклах там и греем пузо на солнышке. Чтобы с весной снова вернуться обратно. Такие вот мы «перелетные птицы».
Помимо этого мы занимаемся и некоторыми другими сопутствующими видами деятельности. У нас есть:
- Мото-прогулки или мото-экскурсии по городу. Для приезжих и туристов, желающих осмотреть местные достопримечательности с сиденья мотоцикла – мы организуем обзорные поездки по различным красивым местам. Для местных жителей, жаждущих адреналина и драйва – устраиваем длительные мото-прогулки по ночному городу.
- Мото-кортежи на свадьбу или иное торжественное мероприятие. Кавалькада из рычащих железных коней или сопровождение свадебной процессии мото-эскортом – выглядит красиво и необычно. В наш век, когда уже никого не удивишь ни лимузинами, ни дорогими иномарками, подобная возможность – неплохой способ сделать свадьбу эксклюзивной. А уж если заказать вдобавок еще и «похищение невесты бандой байкеров»…
- Фото-сессии с мотоциклами. Очень часто людям хочется заиметь на память крутые фотографии с железным конем или брутальным байкером. Или организовать фото-зону на какое-то мероприятие. И здесь мы тоже приходим им на помощь.
- Мото-курьеры. Скоростная доставка небольших грузов (цветы, документы, суши, пицца) на мотоцикле оказывается куда быстрее, чем на машине. Особенно во время «пробок».
Как появилось байк-такси?
Сама история его зарождения в России довольно интересна. Я ведь не был человеком, придумавшим байк-такси. Более того, я даже не берусь судить, кто был изначальным автором этой затеи. Скорей всего, это была одна из тех идей, которые носятся в воздухе и приходят в голову многим людям одновременно.
Как только появились "пробки" – люди стали думать, как с ними бороться. И мотоцикл тут подходил лучше всего. Тем более, что перед глазами уже был пример - те, кто ездили отдыхать в Азию, осведомлены, что в таких странах как Таиланд, Вьетнам, Индия и других, мото-такси существует уже давно и процветает. Соответственно, люди стали задумываться – а не перенести ли этот опыт и на нашу землю?
Но до поры, до времени все это было лишь досужими домыслами и обычной болтовней. Пока не нашлись те, кто решил взяться за реализацию этой идеи. Так всегда и бывают - есть люди склонные к фантазированию и прожектёрству, кто много болтает, но мало работает, а есть те, кто берут и делают.
Конечно, первоначально байк-такси появилось в Москве – с тамошними пробками не сравнятся ни одни другие, ни в каком городе. И как только людям предложили возможность не стоять часами, не тратить время, а стремительно перемещаться по городу в любую точку в любое время суток – они за эту идею радостно ухватились!
Уже после своего успеха в Москве – байк-такси триумфально пошло в регионы. Сейчас уже практически в каждом крупном городе есть отделение мото-такси. География - от Калининграда до Дальнего Востока! Везде работают наши люди.
О становлении байк-такси я могу легко рассказать на примере Нижнего Новгорода. Здесь также были те, кто говорил о подобной затее, кто много разглагольствовал о том, как было бы круто замутить нечто подобное - но не было никого, кто бы за это дело взялся. Более того, когда я пришел к некоторым персонажам с предложением перейти от абстрактных рассуждений к конкретным действиям - все они стали дружно "включать заднюю".
Притом, что это были не последние люди в мото-тусовке города, обладающие и опытом, и ресурсами, и организаторскими способностями, которые запросто могли повести за собой людей. Но когда я приходил к ним, повторялся один и тот же разговор:
– Вот, ты же сам говорил - "было бы неплохо сделать", помнишь? Так давай сделаем!
– Ну ты знаешь... говорить - это одно, а делать - другое... Надо все обдумать... Затея-то такая, спорная... Кто знает еще, что из всего этого получится…
В конце концов, я плюнул и решил все сделать сам. Самое интересное, что потом, когда уже стало понятно, что "получилось", что идея сработала и пользуется спросом - те же самые люди приходили ко мне и просили взять их в дело. Но я в ответ только усмехался - зачем вы мне теперь-то нужны?
Многие, кстати, с тех пор очень сильно недовольны и по сей день не могут забыть обиду. Пишут разные гадости в интернете, распространяют всякие небылицы. Вот, дескать, у них байк-такси плохое, не ходите к ним, и вообще: этот Ладонежский у нас идею украл! Как дети малые, честное слово. Я давно перестал удивляться и обращать внимание на подобное.
Конкуренты?
Они у нас практически отсутствуют. Обычное такси нам конкуренцию составить не может, метро – тоже. Разве что вертолетные перевозки. Правда, есть “умники”, которые, насмотревшись на наши успехи, начинают думать - “Это же так просто! Может, и мне запустить нечто подобное?”
Ежегодно с открытием нового мото-сезона обычно появляется парочка ушлых ребят, 2-3 организации, которые тоже называют себя “мото-такси” и пытаются заниматься тем же самым. Мы по этому поводу даже не напрягаемся, т.к. заранее знаем - 90% таких фирм не доживут даже до конца сезона. А те, кто все-таки доживут - разорятся во втором.
Просто, как правило, эти люди видят лишь “видимую часть айсберга”. Не подозревая, что помимо этого есть еще и “подводная часть” – своя специфика, свои секреты, свои тонкости. О которых не может знать тот, кто берется за это впервые, "с наскока". И когда они пытаются копировать лишь внешние проявления, то - попадают в ту самую пресловутую “ошибку выжившего”. Копируя внешность и привычки миллиардеров - ты миллиардером не станешь. Главное – всегда внутри. И, чаще всего, скрыто от посторонних глаз.
По поводу полиграфии...
Вот, кстати, раскрываю маленькую коммерческую тайну. Одну из. Мне не жалко, потому что их у нас еще много.
Мы печатаем небольшие буклетики, книжки-гармошки. В сложенном виде они размером с визитку и легко уменьшаются в визитнице. В развернутом содержит еще страниц 10 дополнительного текста. Обложка и часть внутреннего наполнения принадлежит нам, а часть мы продаем как рекламные места. Потом такие книжки-визитки раздают в людных местах девушки-мотоциклистки. В отличие от обычного раздаточного материала (всяких там флаеров и листовок, которые живут до первой урны) – нашу визитку не выбрасывают!
Просто представьте – подъехала вдруг к вам симпатичная девушка на мотоцикле, поздоровалась, пожелала всего доброго, вручила визитку, предложила потом прокатиться... Разумеется, вы ее и прочитаете, и хранить потом будете, и друзьям-знакомым рассказывать!
А поскольку печатаем мы большими тиражами (обычно сразу на все города), то и цены у нас довольно низкие. Примерно столько же стоит одна цветная визитка без раздачи - а у нас за те же деньги вы получаете еще и готовый канал привлечение клиентов: вашу рекламу и напечатают, и раздадут, да еще и постараются, чтобы запомнили и не выкинули.
Для наших рекламодателей это очень выгодно. А с сомневающимися мы обычно заключаем пари: предлагаем напечатать пробный тираж, раздать, а потом пройти по той же улице вместе и посмотреть: если найдем хоть одну выкинутую визитку, то будем считать, что мы им напечатали тираж бесплатно. А если нет, то вы делаете у нас заказ на тираж значительно больший.
В результате довольны все – наши клиенты получают отличный канал привлечения клиентов, а мы рекламируем сами себя не только бесплатно, но еще и зарабатываем на этом! Просто задумайтесь: кто-то тратит значительные деньги на рекламу и продвижение, сливает раз за разом рекламный бюджет при достаточно низкой его эффективности, а мы не только не тратим деньги на рекламу самих себя, мы с нее получаем прибыль!
Если мой бизнес по каким-то причинам закроется, то я не расстроюсь. Всего лишь вспомню, что у меня есть еще много других увлечений (я вообще из тех, кого называют “адреналиновыми наркоманами” - дайвинг, серфинг, картинг, вейк-бординг и проч.) и превращу одно из них в прибыльное мероприятие. Следуя старой известной истине: “Лучшая работа – это высокооплачиваемое хобби”. Так когда-то было и с байк-такси. Кто сказал, что так не может быть с чем-то другим?
Частый вопрос, который я сам задаю себе:
– "Олег, когда же ты, наконец, успокоишься, остепенишься, осядешь где-нибудь, превратишься в сытого ленивого буржуа и перейдешь к спокойной, размеренной жизни? А не будешь мотаться по странам и континентам, фонтанируя идеями"?
И сам же на него отвечаю:
– "Скорее всего, никогда. Ну разве что в глубокой старости, когда буду седым и дряхлым, усядусь где-нибудь на завалинке и буду писать мемуары".
Ну, а пока пусть о нас пишут другие! Они, кстати, именно тем и занимаются – вот, например, этой весной вышла в свет очередная книга Анастасии Вечериной “Рыцари дорог”, где главные герои списаны с нижегородских байкеров, занимающихся байк-такси. Очень близко к правде описано.
Орфография-пунктуация и стиль автора сохранены.
Хотите стать героем нашего следующего интервью? Напишите мне на почту: dmitry.s@flyer-online.ru с пометкой "Интервью", и получите список вопросов.