Ёмкость рынка – количество товаров или услуг, которые можно продать за определённый период в конкретном регионе. Может выражаться в количественных единицах (штуки, килограммы, посещения) или в деньгах.
Зачем считать
- Предпринимателям – чтобы оценить потенциал рынка и спланировать объём продаж, спланировать ресурсы для выхода на рынок и операционные расходы, спрогнозировать возможности роста, если вы уже на рынке.
- Маркетологам – оценить конкурентную среду и разработать маркетинговую стратегию и определить бюджет на продвижение.
- Инвесторам – чтобы принять правильное решение о кредитовании проектов.
Где взять данные
Если вы строите большой бизнес в масштабе страны, надёжнее купить или заказать исследование с прогнозом рынка на несколько лет вперёд. Например, подобные исследования можно купить в Магазине маркетинговых исследований РБК.
Если у вас локальный бизнес и ограниченный бюджет, можно оценить объём рынка самостоятельно. Разберём на примере маникюрного салона в Нижнем Новгороде:
- Открываем рекламный кабинет Вконтакте, создаём новое объявление и идём в Настройки целевой аудитории. В разделе «География» жмём на «Выбрать на карте», выбираем тип места «Дом» и ставим точку в местоположение маникюрного салона и задаём радиус.
Я выбрал радиус 3 км. Но, если вы считаете, что к вам ездят со всего города, да ещё и с Бора – смело ставьте все 10 км. - Переходим в раздел «Демография» и выставляем ограничения по полу и возрасту, исходя из данных вашей клиентской базы.
Я предположил, что клиенты маникюрного салона – женщины от 20 до 50 и у меня получилось 20 000 чел. Если по вашим данным в маникюрные салоны ходят с 18 до 60 – используйте те цифры, которые у вас есть. - Считаем норму потребления или частоту посещения. В наш салон женщина приходит раз в месяц или 12 раз в год.
- Считаем средний чек в вашем салоне. Допустим, это 1300 руб.
Теперь у нас есть все данные, чтобы оценить ёмкость рынка.
Как считать
Ёмкость рынка в штуках = Целевая аудитория х Норма потребления
Для маникюрного салона из примера ёмкость рынка = 20 000 х 12 = 240 000 посещений в год.
Ёмкость рынка в деньгах = Целевая аудитория х Норма потребления х Средняя стоимость товара / услуги
Для маникюрного салона из примера ёмкость рынка в деньгах = 122 000 х 12 х 1 300 = 312 000 000 руб. в год.
Теперь можно сравнить эти данные с вашим оборотом, определить долю на рынке и пропускную способность и, возможно, поставить цели по их увеличению. За листовками, картами постоянных клиентов, подарочными сертификатами и другой полиграфией для увеличения своей доли рынка – обращайтесь в типографию Flyer-online – мы вам поможем.