Возьмём самый распространенный и понятный формат бумаги – А4. Его размеры – 210 см х 297 см. Не знаю, как вы, а я (до того как начал работать в типографии) находил это максимально странным.
Я имею в виду: 297 мм? Серьёзно? Почему не ровно 30 см? Разве это не было бы гораздо удобнее? Всё дело в стандартах. И математике.
Самыми популярными форматами бумаги являются размеры серии ISO 216. Этот стандарт был установлен в 1975 году и основывался на стандартном размере бумаги, который использовался в Германии с 1922 года.
Откуда взялись эти странные размеры бумаг:
- A0 1189 x 841 мм
- A1 841 x 594 мм
- A2 594 x 420 мм
- A3 420 x 297 мм
- A4 297 x 210 мм
- A5 210 x 148 мм
- A6 148 x 105 мм
- A7 105 x 74 мм
- A8 74 x 52 мм
В чём логика?
Дело в том, что каждый формат бумаги ровно вдвое меньше предыдущего: например, если вы возьмете лист формата А3 и сложите его пополам параллельно короткой стороне, у вас получится ровно два листа формата А4 без обрезков. Один лист формата А4 превращается в два формата А5 и так далее.
А начинается всё с самого большого размера серии – А0. При размерах 84,1 см х 118,9 см, его площадь составляет ровно 1 квадратный метр. Почему и здесь не взять простые размеры 1 м х 1 м, спросите вы? Тут в дело и вступает математика и “магическое соотношение сторон”: 1:√2 (или 1 : 1.4142), которое позволяет бесконечно масштабировать листы без потерь.
Почему это важно в полиграфии?
Это делает масштабирование чрезвычайно легким, т.к. соотношение сторон не нарушается, что позволяет получать максимум изделий из одного печатного листа и минимизировать их стоимость.
Именно по этой причине полиграфия нестандартных размеров обойдётся вам существенно дороже даже в том случае, если вы решите увеличить размер одной из сторон всего на 1 мм. В этом случае “магическое соотношение сторон” нарушится, а на стандартный печатный лист поместится гораздо меньше изделий, чем могло бы, а расход бумаги существенно повысится. Отсюда и более высокая стоимость.
Не переплачивайте за полиграфию! Закажите листовки онлайн, получите 200 рублей при регистрации и кэшбэк до 10%. Читайте подробности об актуальных акциях типографии Flyer-Online здесь.
Автор: Дмитрий Светелик, директор по маркетингу типографии Flyer-Online.